Рецензии

Рецензия от kino.vl.ru

Из детских страхов, снов и фантазий при перенесении их на киноэкран чаще всего получаются ужастики. Можно вспомнить, например, фильмы о Фредди Крюгере и Чаки. Оттого лишь приятнее, что очередная вариация на эту тему – «Ночь в музее» – вышла семейной комедией, после которой многие могут сказать: «Я давно это подозревал!». Кто из нас, бывая в музеях, не фантазировал о том, что по ночам экспонаты живут своей жизнью, неведомой нам, дневным посетителям? Наконец, и киношники решились поделиться своими подозрениями, и, несомненно, попали в точку.

Музей – это всегда какой-то особенный мир. Рассматривая миниатюрные модели римских легионов, или восковых близнецов былых знаменитостей в полный рост, то и дело ловишь себя на мысли о том, что вот-вот заметишь краем глаза, как военный трибун отдаст команду мечом, фигура из воска, глядящая в одну точку, едва заметно улыбнется, а в вязкой тишине выставочного зала раздастся скрип почтовой телеги. И если в жизни такое, как правило, остается всего лишь фантазией, то в кино возможно все, конечно, не без участия магических египетских манускриптов. А уж представить, что может случиться, оживи сразу в одном месте динозавры, фигуры с острова Пасхи, древние римляне, индейцы и ковбои, большой фантазии не надо. Предсказать можно только одно – веселье будет безудержным.

Несмотря на название, все действие в фильме разворачивается в течение трех ночей, когда новоиспеченный ночной сторож Музея естественной истории Ларри Дэйли – герой Бена Стиллера – оказывается, прямо скажем, в исключительных обстоятельствах. То и дело, ему приходится кидать кость игривому скелету тиранозавра, умудряясь при этом сбежать от льва-людоеда, не потеряв ключи от клеток, отбивать атаки воинственных ковбоев и делиться баблгамом с каменным истуканом. И все было бы ничего, если бы не прежние ночные смотрители музея, имеющией свой интерес во всей этой кутерьме…

Комик Бен Стиллер после серии «знакомств» предпринял, надо сказать весьма успешную попытку выбраться из амплуа хронического лузера. Впрочем, преобразования происходят постепенно, без шоковой терапии: герой Стиллера в начале фильма встречает нас привычным неудачником и вечным прожектером с неустроенной жизнью, зато под финал картины он преобразовывается в перспективного героя-победителя.

Вообще, актерская работа в фильме «Ночь в музее» на высоте, а созданные актерами образы – яркие и сочные. Чего стоит только эксцентричный директор музея, миниатюрный Атилла или бронзовый Колумб. А уж харизматичные «старики-разбойники» – экс-сторожа, даже являясь отрицательными героями, наверняка станут любимцами публики.

«Ночь в музее» богата аллюзиями и заимствованиями из всенародного любимых фильмов и историй прошлых лет. Сложно не увидеть отсылок к Гулливеру, «Мумии», «Парку Юрского периода» и так далее. Например, образ Теодора Рузвельта в исполнении Робина Уильямса явно списан с уильямсовской же роли охотника в «Джуманджи» – та же походная форма, та же винтовка в руках, тот же нестареющий живой взгляд. Однако подобная эксплуатация сюжетов и образов идет фильму лишь на пользу, не скатываясь ни в слепое повторение, ни в пошлое кривляние, как часто бывает.

Кстати, к чести режиссера Шона Леви, можно отметить, что, несмотря на присутствие известного кривляки Стиллера, фильму удалось избежать той самой чрезвычайной глупости, присущей среднестатистическим американским комедиям. Пусть тиранозавр своими повадками похож на игривого щенка, а каменный истукан фанатеет от жевательной резинки, в целом события развиваются вполне пристойно. Хотя однажды перебор все-таки случился – в финальной сцене, когда все музейные обитатели собрались в главном выставочном зале, устроив из него танцпол. Даже на фоне только что произошедшей фантастической истории, лихо двигающий костями под ритмы диско скелет доисторической рептилии выглядит уж слишком дико. Но так уж и быть, пусть это будет такой маленькой шалостью создателей, феерическим завершением этой немного бесшабашной, но все равно доброй комедии.

Невзирая на то, что в целом «Ночь в музее» – это стандартная, можно сказать даже шаблонная комедия, она не вызывает раздражения, как большинство подобных фильмов. Может быть, потому что выбранная тема довольно свежа, а может и потому что, подобралась неплохая творческая группа. Но скорее всего, все в комплексе – хорошая идея качественно воплощена в жизнь профессиональной командой, что в итоге дало действительно хорошую семейную комедию, в лучшем смысле этого понятия.