Рецензии

Рецензия от Сергея Кочерыжкина

«Всё оживает!» – гласил рекламный слоган на афишах «Ночи в музее». Действительно, в фильме под действием древнего египетского амулета оживает много всякого – и огромный скелет тираннозавра, и крохотные человечки из миниатюрных исторических экспозиций, и вообще всё, что есть в этот самом музее. Жаль только, что на сам фильм действие магической штуковины не распространялось – он почему-то оживать не хочет ни в какую.

А ведь на первый взгляд трудно было придумать более беспроигрышный вариант – на каникулах семейные комедии с уклоном в фантастическую неразбериху неизменно идут на ура. Ровно год назад в прокат вышла схожая с «Ночью» по тематике «Затура» – правда, тогда она напрочь потерялась в монументальной тени «Дневного дозора», но зато потом неплохо пошла на видео. «Ночь» в этом праздничном сезоне, задавленном титаническими лапами «Волкодава», казалась едва ли не единственным светлым лучиком надежды – на практике же она скорее красиво сгармонировала с общей бессмысленностью новогодних премьер. С такой завязкой на руках у создателей «Ночи в музее» были абсолютно все козыри – в истории с оживающими экспонатами музея и Беном Стиллером можно было наворотить такой впечатляющей движухи, что любо-дорого.

На практике же все до единой золотые возможности были лихо спущены в унитаз – непременное спецэффектное мельтешение в кадре, конечно, присутствует, но и оно радует только первые пару раз. А вот дальше, там, где в дело должна была вступать крепкая история, начинается стандартная американская тоска про триумф маленького человека над обстоятельствами, с непременными уроками жизни и прочей шелухой.

Возможно, всё дело именно в этой набившей оскомину истории про записного неудачника, в конце концов собирающегося с силами и берущего быка за рога, на которую создатели «Ночи в музее» решили повесить все свои спецэффекты, как полотенце на крючок – об её прагматичность напрочь разбивается всё волшебство, жизненно необходимое такой вот праздничной сказке. Скажем, когда охраннику удаётся успокоить варварские позывы Атиллы Гунна с помощью импровизированного сеанса психоанализа, это не столько смешно, сколько пугающе – вот каков нынче ответ обывателя на встречу с волшебством.

Успокоить психоанализом, утихомирить жвачкой или общими танцами, а под шумок можно и свои семейные дела подлатать немножко. Какие уж тут чудеса, когда с сыном отношения не налажены. Так вот незаметно в фильме и происходит подмена содержания – вместо волшебной сказки про ожившие экспонаты мы видим назидательную историю о великовозрастном балбесе, вдохновить которого на решение собственных семейных проблем может только восковая статуя президента. А коли вынести за скобки волшебство, то в сухом остатке от «Ночи в музее» остаётся всего ничего – просто очередной фильм о том, как Бена Стиллера кусает за нос мартышка.